ПУБЛИКАЦИИ

 Здравствуйте уважаемые коллеги, родители и просто гости моего блога. На этой странице я буду размещать свои статьи, которые я публикую, делясь своим опытом по темам духовно-нравственного воспитания, исследовательские работы и другое.

https://docs.google.com/presentation/d/1ftl1a8SFcIzUVoI9ia3D8iDJY6QioBMU/edit?usp=sharing&ouid=114270171361095289484&rtpof=true&sd=true

Развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии  «Ментальная арифметика».

Быстрое развитие общество диктует нам необходимость  изменений в технологиях и методах образовательного процесса и образовательных программ. Исходя из этого, педагоги дошкольных учреждений всё чаще задумываются о том, как можно разработать образовательный процесс так, чтобы он был интересным и полезным для ребёнка. Для меня и моей коллеги математика всегда занимала не последнее место в жизни и работе, наше самообразование было направленно на изучение новых математических направлений для развития детей. Таким образом, мы познакомились с такой технологией как ментальная арифметика, которая не только учит ребёнка быстрому счёту, но и развивает ребёнка всесторонне.

Наблюдая за детьми в группе при обучении любой деятельности, мы увидели, что часть детей выполняет задания и слушает внимательно, а другая часть детей остаётся без внимания  ввиду своей индивидуальности (плохое поведение, беспокойный характер, игривость). И это не вина самого ребёнка, ведь у каждого существует своя особенность. Очень часто озорному ребёнку нравится математика, но ему скучно сидеть и выполнять задания в тетрадях, так как у него нет другого выбора, он уходит играть. Или наоборот, ребёнок творчески развит, хорошо рисует, но ему сложно понять математику, и понадобится больше времени, чтобы усвоить материал. Вот тогда к нам приходит на помощь дополнительное образование по программе «Ментальная арифметика».

Главной целью ментальной арифметики является обучение ребёнка быстрому устному счёту в уме или «на ментальном уровне», при котором работают одновременно два полушария головного мозга. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников – это идеальное начало для познавательного образования ребёнка. Проанализировав все плюсы и минусы этой технологии, мы решили организовать работу по данному направлению в нашем детском саду.

Свою работу мы начали с составления дополнительной общеобразовательной программы «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) для детей старшего дошкольного возраста, которая рассчитана на 2 года обучения. Были приобретены маленькие абакусы на каждого ребёнка, с помощью которых они выполняют арифметические действия, и одни демонстрационные счёты. Также в помощь детям были распечатаны рабочие тетради, в которых они выполняли задания. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в группе по 10 человек.

Чтобы овладеть этой наукой, не нужно приобретать новомодные гаджеты. А понадобятся только счёты – абакусы. В этом возрасте абакус ребёнок воспринимает как игрушку, потому что у него преобладает наглядно-образное мышление. Из-за этого абакус подходит нам как инструмент для помощи в развитии ребёнка. Благодаря этому нехитрому инструменту можно выполнять основные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Но главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают все вычисления, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребёнку считать быстро и точно, но и развивает его память и образное мышление. [1, с.247]

Целью нашей программы является обучение детей ментальному счёту с помощью математических вычислений на счётах абакус, параллельно раскрывая разнообразные творческие и интеллектуальные способности.

Задачи программы:

1.     Сформировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 100 на абакусе.

2.     Научится выполнять простые вычисления (решать примеры на сложение и вычитания) в пределах 100 на абакусе.

3.     Развивать логику, улучшение памяти, концентрацию внимания, математические способности.

4.     Воспитывать такие коммуникативные качества, как сотрудничество и взаимодействие со сверстниками, сопереживание, самостоятельность и лидерские качества.

Рабочую программу по ментальной арифметики условно можно разделить на два этапа. На первом этапе дети изучают технику счёта, используя косточки на абакусе. При этом работают две руки сразу, происходит работа обоих полушарий мозга, что позволяет быстрое выполнение и запоминание действий. На втором этапе программы дети уже переходят к счёту в уме (они должны представить перед собой спицы абакуса и на ментальном уровне решать примеры). Процесс перехода ко второму этапу проходит постепенно, на каждом занятии всё больше ученики используют воображение. Левое полушарие воспринимает цифры, а правое – картинку количества косточек на абакусе. Так, ребёнок постепенно учится считать в уме, представляя перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. [2, с.114]

Во время  обучения ментальной арифметики используются разнообразные виды деятельности. На каждом занятии обязательно проводятся  кинезиологические упражнения – это специальные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга. После разминки гармонично продолжаем развивать умственные способности и в этом нам помогают рабочие тетради. Работая в тетрадях, дети знакомятся с цифрами, примерами, проходят различные лабиринты. Все задания, которые выполняют дети представлены в виде игры, рисунка, сказки или какого-то объекта. Так как именно играя, рисуя и производя какие-то действия с объектом, дети легче запоминают материал. И уже на третьем этапе занятия ребята учатся воображать и включать ментальные счёты. Ребята под спокойную музыку представляют в воображении хорошо знакомых людей и различные предметы. После первых успехов начинаем включать ментальные счёты, используя специальные методики. Считаем ментально (в уме) на воображаемых счётах и в ментальной карте. В свободное от занятий время детям по желанию предлагаем поиграть на  счётах и посчитать. И конечно никогда не забываем про поощрения детских результатах в ходе занятий, чтобы дети всегда приходили к нам на занятия и получали не только знания, но и положительные эмоции.

Анализируя свою работу по данной программе, мы сделали вывод, что у детей появился интерес к изучению математики, дети научились преодолевать трудности и стали активными на занятиях. Показатели по знаниям при  реализации программы, изменились в лучшую сторону.

Параллельно проводится работа и с родителями воспитанников. Мы постоянно изучали новый материал по методикам ментальной арифметики, выбирали наиболее полезный материал, и проводили консультации с родителями. На которых демонстрировали результаты обучения детей и свои наработки. Для педагогов нашего детского сада мы проводили консультации на разнообразные темы, как элементы ментальной арифметики можно использовать на любых занятиях.

Практические занятия с детьми и отзывы педагогов, отклики родителей показывают, что наша работа с детьми по ментальной арифметики дала свои плоды. Она стала не просто предметом по формированию количественного и порядкового счёта, но и всесторонни, развивает личность ребёнка. Многие родители отметили, что их дети стали более самостоятельны, повысилась работоспособность и внимание, улучшилась память, появился интерес к занятиям по ФЭМП. Мы с коллегой обратили внимание, что быстрый счёт при работе, который мы тренируем на занятиях, это лишь видимый результат. Самое важное, что занимаясь ментальной арифметикой, мы развиваем в ребёнке все качества и мыслительные процессы для дальнейшего успешного обучения в школе.

Свою работу по программе мы будем продолжать и двигаться дальше, чтобы дети с ещё большим интересом посещали наши занятия.

 

Литература:

1.     А. Бенджамин. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.

2.     «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.

Божко Татьяна Николаевна,

воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка-

детский сад № 302»  

Овечкина Екатерина Павловна,

воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка

 детский сад № 302»

 

 

Формирование духовно-нравственных качеств у детей средней группы через взаимодействие детского сада с семьей

«В нашей жизни мы всё чаще стакиваемся с проблемой духовно-нравственного состояния общества». Сегодня материальные ценности стоят выше духовных, поэтому у детей искажены представления, что такое доброта, милосердие, сострадание, справедливость и патриотизм. Всё что ребёнок приобретает в семье, это надолго сохранится в его жизни. Поэтому сегодня так важно возрождать традиции по духовно-нравственному воспитанию в тесном взаимодействии детского сада и семьи. Самое главное, что мы оставим в наследство подрастающему поколению это ни деньги и вещи, а воспитание, которое играет важную роль в жизни человека.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по формированию духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие детского сада с семьей.

Детский сад и семья играют огромную роль в формировании духовно-нравственных качеств у детей.

Исходя из этого, поставили перед собой цель:

формирование духовно-нравственных качеств у детей средней группы через взаимодействие детского сада с семьей..

Для достижения цели определили, следующие задачи:

1.Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

2.Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества через формы совместной с семьей деятельности.

3.Привлекать родителей к  образовательному процессу.

4.Воспитывать у детей любовь и уважение к близким, к традициям нашего народа, к труду, бережное отношение к природе, патриотические чувства, чувства гордости за свою страну и ее историческое прошлое..

В нашей группе мы создали все необходимые условия для работы в данном направлении. Для родителей оформлены уголки, в своих персональных блогах предлагаем консультации по духовно-нравственному воспитанию. Мы стараемся заинтересовать родителей, в том чем занимаются дети и привлечь их в деятельность детского сада, ведь это так необходимо для успешного развития ребёнка.

На первом родительском собрании мы рассказали родителям о духовно-нравственном воспитании и что сказки играют большую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка. –  так как нравственность изначально заложена в их сюжете.

Для этого в нашей группе мы организовали «Родительский час». Во время таких встреч родители читали детям сказки. По прочитанным сказкам проводили игры-драматизации. Совместно с детьми готовили костюмы и атрибуты для сказки. Благодаря этому, в нашей группе сложилась благоприятная атмосфера. Такие игры помогли нашим детям пройти легко адаптацию.

В конце года, мы и родители заметили, положительные результаты нашей работы. Наши дети узнали, что герои сказок бывают добрыми и злыми, на примере героев учились, как можно поступать, а как нельзя.

Для того, чтобы привить детям такие качества, как любовь к труду, уважение к труду взрослых мы попросили родителей поучаствовать в проектах «Где работают мои родители». Дети узнали о профессии своих родителей и о труде, который они выполняют. «Как я помогаю дома»-целью этого проекта было вызвать у детей желание позаботиться о своих родителях, сделать им приятное. По итогам проекта мы оформили фотовыставку «Мне с мамой весело трудиться», «Люблю папе помогать».

Все вместе участвовали в субботниках на территории детского сада. Принимали участие в конкурсах «Лучшая снежная фигура». Расчистили участок от снега и построили снежны фигуры. «Огород на подоконнике». Дети с удовольствием садили семена растений, а родители помогали в оформлении. В процессе совместной деятельности взрослые показывали пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. 

Все получили огромную радость от труда и полученных результатов.

Для воспитания у детей бережного отношения к природе и всему живому, мы реализовали проект «Хлеб всему голова». Мы представили презентацию о том, как хлеб попадет к нам на стол, все вместе вспомнили пословицы и поговорки, отгадывали загадки и посмотрели мультфильмы о хлебе. Родители приготовили солёное тесто, из него мы все вместе слепили хлебобулочные изделия. А потом устроили чаепитие с булочками. В группе организовали акцию «Спешим делать добрые дела». Проявляя заботу о братьях наших меньших, родители вместе с детьми делали кормушки, собирали корм для приюта «Друг». Заботясь о природе участвовали в акции по сбору макулатуры и в  экологической выставке «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

Совместные досуги и праздники являются самыми яркими и запоминающимися для детей и взрослых. Участие в  выставках «Осенняя фантазия» из природного материала, «Новогодняя игрушка»  родители с удовольствием показывают свои умения и привлекают к этому своих детей. Особенно в нашей группе родителям и детям нравится участвовать в праздниках  посвященных «Дню Матери», «8 Марта «Дню пожилого человека». Дети танцуют, поют песни, отгадывают загадки, а так же в праздниках по православному календарю. Масленица-традиционно в нашем саду проводятся народные гуляния. Взрослые вместе с детьми водят хороводы, участвуют в конкурсах,  ну а потом угощение блинами. Праздник Светлой Пасхи, «День семьи, любви и верности». Такие праздники еще больше сближают, воспитываются такие качества, как любовь и уважение к близким, к старшему поколению, помогают приобщить детей и взрослых к традициям и культуре нашего народа.

Традицией стали праздники посвященные «Дню Победы», которым посвящен ряд мероприятий: проведение акций «Бессмертный полк», «Смотр песни и строя», акция «Подарок солдату» родители вместе с детьми собирали посылку и писали письмо для участников СВО. К Дню Защитника Отечества в нашей группе мы организовали спортивно-музыкальный праздник «Папа может все». Ребята вместе с папами разделились на команды, участвовали эстафетах. конкурсах. Поддерживали своих пап, старались победить, а потом радовались от совместной победы.  Такие мероприятия воспитывают патриотические чувства, гордость за свою страну и ее историческое прошлое.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть результаты:  произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей. Вся наша работа проходит в тесном контакте с родителями, они самые главные наши помощники, которые всегда приходят на помощь и с радостью сотрудничают. Конечно организовать все мероприятия это большой труд, который занимает много времени. Но мы бесконечно рады, когда видим счастливых детей и родителей, которые получают радость от совместной деятельности. Слышим слова благодарности от родителей. 

 Свою работу в направлении формирования духовно-нравственных качеств, через взаимодействие с семьей мы продолжим. Семья и детский сад должны сотрудничать вместе, только так мы добьемся больших результатов в духовно-нравственном воспитании детей.

 

 

                                                                                                             Овечкина Екатерина Павловна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Божко Татьяна Николаевна,

воспитатель БДОУ г. Омска

                                                             «Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста из знакомства с художественной литературой и фольклором.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому мы считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

В силу возрастных особенностей детей 2-3 го года жизни, не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, основной партнер у них - игрушка. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека. Несмотря на это в дошкольном возрасте стоят задачи по программе «Мир открытий»: содействовать развитию деятельности общения: интереса к общению с разными людьми, дальнейшему освоению правил и способов общения; развивать инициативное общение ребенка со сверстниками и взрослыми (не только близкими), проявлять при этом доброжелательность, сопереживание, стремление оказать помощь.

Для решения данной проблемы мы организовали проект «Приобщение младших дошкольников к чтению и слушанию программных художественных произведений». Выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

Все хорошо знают, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. 

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Исходя из этого, поставили перед собой цель:

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста из знакомства с художественной литературой и фольклором.

Для достижения цели определили, следующие задачи:

1.     Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность,  готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

2.     Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, во второй половине года).

3.     Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым — подговаривать за ним).

4.     Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

5.     Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Важнейшим условием успешной реализации нашей цели является создание среды. В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, потешками, песенками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры, «Уголок театров», где собраны несколько видов театров.

Изучение темы мы начали с подбора литературы по программе:  русские народные сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова), фольклор, стихотворения, авторские произведения. В начале года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Сказки, которые невелики по объёму, мы рассказывали детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Старались детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учили детей аккуратности и бережному обращению с книгой. Рассказав сказку обязательно мы  задавали вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как называется сказка?» Нормой для этого возраста являются односложные ответы: «Про колобка» или «Про мышку… и мишку»  и т. п.  Предлагали детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Дети, подражая голосу воспитателя, отвечали как герои сказок. Во время заключительной беседы мы старались акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Мы рассматривали иллюстраций в книге. Иллюстрации показывали детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Для закрепления знаний проводились дидактические игры на материале известных детям сказок. Дети, кто постарше учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия.

Привлекали детей к участию в драматизации – показ знакомой сказки при помощи нескольких видах театра – кукольного, деревянного, штыкового,  пальчикого, одевали костюмы героев сказок. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. Для родителей вначале были проведено анкетирование для выявления: читают ли родители детям и что они читают. После анализа анкет для родителей были разработаны  консультации: «Воспитание сказкой»«Роль художественной литературы в жизни детей»«Как и когда рассказывать сказки». В них мы рассказали, какие сказки нужно читать детям, так как не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Например, в сказках собранных А.Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, её нужно проанализировать  самим. А также составлена картотека для чтения детям художественных произведений по программе младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: дети научились понимать смысл сказок; отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя; произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

Вывод: таким образом, мы поняли, что ценность художественной литературы заключается во влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание, которое возможно через все виды произведений, а для младшего дошкольного возраста - именно сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Литература:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Дошкольное воспитание №4, 2005 г.с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное воспитание дошкольников»;

3. Дошкольное воспитание №1, 2005г.с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников».

2021 год


Овечкина Екатерина Павловна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

 

1. Воспитание трудолюбия и ответственности дошкольников среднего возраста через организацию коллективного труда со взрослым.

В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание. Как ни странно, современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме. Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями, что приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым. По-моему, в труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности.[2] с.103

Целью моей работы является – формировать  ответственность и  положительное отношение детей к труду через организацию коллективного труда со взрослыми.

Общая цель вывела на постановку следующих задач:

1. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

2. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо) .

3. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, показывать детям значимость их труда.

4. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.  [1] с.56

Моя главная задача как педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.

Средства реализации задач:

В условиях дошкольного учреждения воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы. Наши дети пришли в детский сад со 2-ой младшей группы. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда, так как дети трёх-четырёх лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения давались одному ребёнку или небольшой группе.  Наряду с этим имели место и коллективные поручения, необходимо было  помочь детям распределить работу, чтобы добиваться результата. Например, я говорила, что решила доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети наводят порядок, их постоянно подбадривала: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Дети любят трудиться с взрослыми. Начиная с конца 2-ой младшей группы, мы начали организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек, уборке огорода, совместных субботниках, так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывали пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу старалась приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять за проявленную инициативу.

С детьми четырёх-пяти лет в средней группе уже можно организовывать и ручной труд. Дети выполняют поручения, по уходу за растениями в уголке природы, при этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически, вместе с детьми осматриваем уголок природы, для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому я постоянно показывала и объясняла, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни. Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Дежурство–более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурство требует от детей достаточно сформированной самостоятельности, и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство я начала применять в начале учебного года средней группы. Когда работа завершена, я предлагаю дежурным проверить, все ли на месте.[3] с.140

Чтобы сформировать трудовые навыки, я привлекала  детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа. Особенно удавались коллективные творческие работы (рисование, аппликации, стенгазеты)

Учитывались такие требования к организации совместной работы: результат работы каждого ребенка должен быть виден; ребенок сам выбирал объем и вид работы в общем деле; воспитатель, то есть я оказываю прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределению работы, координацию действий, выработку общего плана.

В нашей группе существуют и применяются такие трудовые традиции:

Ежедневные (Дежурство по столовой - сервировка стола, помощь няне, дежурство по группе - назначение ответственных за порядок в группе, ежедневная совместная деятельность воспитателя и детей в уборке участка, мытье игрушек после прогулки и в группе).

Еженедельные: По понедельникам (полив и рыхление цветов, протирание пыли в природной зоне и на полочках)

По средам  (помощь в стирке   салфеток   и   тряпочек, используемых   на   занятиях   по   ИЗО  и аппликации, смена полотенец).

По пятницам (полив и рыхление цветов, мытье строительного материала, наведение порядка во всех игровых уголках)

Ежемесячные:

«Что мы сделали дома с мамой и папой  ? » - это выставка фото, где дети выполняют с родителями  какую-то  работу; «Мамы, папы, в гости к нам!» - чаепитие с приглашением родителей (дети изготавливают что-либо
для украшения группы); «Идем в гости» - изготовление подарков и посещение детей одной из групп детского сада; посадка лука, чеснока, тюльпанов в группе (в зависимости от сезона); изготовление  подарков  малышам (из  бумаги,  природного и  бросового материала).

Таким образом, зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, ответственность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает формировать положительное отношение детей к труду и ответственности.

 

Литература:

 

1.     Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

2.     Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.

3.     Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы.» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ  Москва, 2014.

 2018 ГОД

 

2.Знакомство детей старшего дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны через историю своего города.

       В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения духовно- нравственного воспитания как одной из ценностей нашего народа. Решение проблемы воспитания в детях духовно-нравственных  качеств требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности.

         Возникает некое противоречие между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника и эффективностью использования для этой цели духовно нравственное воспитания. Материальные интересы превалируют над духовными. Это резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере  воспитания. Противоречия, сложившиеся в настоящее время приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Следовательно, возникает необходимость  выхода из этих противоречий.

         Для решения данных противоречий, в нашей группе была организована работа, в основе которой лежит взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры,  эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности  к окружающим. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми, включая  здоровьесберегающие технологии.

Целью нашей работы является: знакомство с историей родного города (предприятиями, которые работали во время Великой Отечественной войны).

Задачи:

1. Расширить представления детей о предприятиях города Омска, которые работали во время Великой Отечественной войны  (Авиационный завод, завод имени Баранова, Омский танковый завод, Сибзавод имени Борцов Революции;

2. Познакомить детей с деятельностью предприятий, которые  работали во время Великой Отечественной войны. 

3. Привлечь родителей для совместной работы в проекте:  проведение экскурсий к предприятиям, создание  тематических фото-альбомов, выставок.

4. Воспитывать у детей  чувство гордости за родной город, уважения к людям, которые внесли свой вклад в Победу.

Средства реализации задач:

 Мы решили разработать и реализовать проект, посвященный  истории предприятий, которые работали в городе Омске во время Великой Отечественной войны. Этот проект важен для подрастающего поколения, как летопись судеб целого народа и знаменитых событий, изменивших ход истории.

 Совместно с родителями Создали мини – музей боевой техники.

Мы с ребятами сделали выставку рисунков «9 Мая глазами детей». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны. Познакомились с Омскими предприятими, которую оказывали помощь в годы Великой Отечественной войны. Рассказывали детям о предприятиях, что выпустили и сколько во время войны. Провели онлайн-экскурссию музеев города Омска военной тематики, а также с помощью онлайн-экскурссии мы с ребятами смогли посмотреть, как работают предприятия нашего города и что они производят.

В группу приходили родители, которые работают на этих предприятиях, и знакомили с историей предприятия и его вкладом в победу для Великой Отечественной войне. Провели беседу с детьми и дали домашние задание в выходные сходить с родителями к этим предприятиям, кто живет рядом, и посмотреть как выглядит завод или в фабрика в наше время.

Мы с ребятами рассматривали  картины  «Дети войны» где рассказывали эмоции по картине. Организация сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники».

Провели обобщающее занятие «Этот День Победы»; «Блокадный хлеб». Заключитель этапом  были мероприятия,  посвященные 9 мая в нашем детском саду: «Бессмертный полк», «Смотр малышовых войск».

В нравственно-патриотическом воспитании педагогический коллектив не замыкается в рамках детского сада. Мы тесно сотрудничаем с местной библиотекой, работники которого тоже внесли огромную лепту в воспитании у детей наших русских традиций и ценностей. Сотрудники бибилиотеки всегда, подготовив удивительные тематические встречи (масленица, новый год, день матери и многие другие) в соответствующих нарядах, встречают ребят с теплотой и любовью, проводят увлекательные игры и даже угощают чаем.

Воспитанники нашей группы принимали активное участие в городских конкурсах на лучшее исполнение песен и танцевальных номеров, посвящённых празднованию 9 мая .

Таким образом,  формирование у дошкольников духовно-нравственных чувств проходит эффективнее, если детский сад имеет тесную связь с семьёй. Успеха  можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В процессе реализации проекта у дошкольников сформировались чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, чувство гордости за свою Родину, за город Омск. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир.


Литература:

1.Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014

2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М.: Гном, 2011 г.

3. Ветохина А. Я. «Нравственно – духовное воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

4. Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования духовного воспитания старших дошкольников».

2019 год


Овечкина Екатерина Павловна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

 

3.Формирование  духовно-нравственных качеств (милосердия и мужества) у дошкольников старшего возраста на примере образа князя Александра Невского.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях является одной из самых актуальных. В формировании личности человека, его ценностей, мировоззрения, взглядов на жизнь лежат знания и нравственные принципы, заложенные в нем с самого раннего возраста. То, каким ребёнок вырастет, какими будут его ценности и ориентиры в жизни зависит, в первую очередь, от его окружения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому именно в детстве так важно научить ребенка бережно относиться к своей Родине, любить ее и гордиться. С самого детства, ребенку прививается любовь ко всему, что его окружает: своей семье, друзьям, живой природе, к своему городу и своей стране. Это все является частью патриотизма - любовь и преданность Родине, стремление беречь ее и служить ее интересам.

Особую долю в развитии духовно-нравственных качеств, а именно мужества и милосердия, представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, — одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, мужество и милосердия, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа. Важно, чтобы дети на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского.

Целью моей работы является формирование духовно-нравственных качеств (мужества и милосердия) у старших дошкольников на примере образа князя Александра Невского.

Задачи:

1.     Создать условия для формирования духовно- нравственных качеств старших дошкольников.

2.     Формировать духовно - нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста на примере исторических героев, таких как Александр Невский.

3.     Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Мы решали  множество задач, идя к цели, через:

1.     Знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем  Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.

2.     Формирование интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским,  знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси,   развитие чувства гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос.

3.     Закрепления навыков дружелюбного общения.

Мы провели ряд мероприятий, для решения поставленных целей и задач, согласно перспективному плану. Наша работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Мы рассказывали детям о героях, ещё начиная со средней группы, таких как русские богатыри, исторические личности нашей Родины и конечно же, о ветеранах ВОВ. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях.

В подготовительной группе, мы познакомили детей с историческим прошлым Древней Руси, детством Александра Невского. Мы знакомили детей с подвигами Александра Невского, к этой теме подготовили презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским?», «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на Чудском озере (1242 г.), вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в котором участвовал князь со своей дружиной.  На занятии «О детстве Александра Невского» дети узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей:  «Почему князя Александра называют Невским?», «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали пазлы «Невская битва», «Ледовое побоище». Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась,  с названиями предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее).

В  дидактической игре «Четвёртый лишний», мы с детьми закрепили умение  отличать старинное снаряжение воинов от современного..

 Мы познакомили детей с нашествием воинов Золотой орды и тем, какие беды принесло это нашествие. Детям было предложено оценить положительных и отрицательных героев того времени, воспитывая чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за мужество князя. Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр».  На занятии по ознакомлению с окружающим миром, «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский»,  мы рассказали о причислении Александра Невского к лику святых.

    В ходе нашей работы мы знакомили детей,  с  художниками и композиторами, которые использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин: — Угрюмов Г.И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793 г.; — Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера», 1904 г.; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского», 1876 г.; — М. Нестеров, «Святой Александр Невский», 1894 г., слушали кантаты В.В. Мусоргского «Вставайте люди русские…» и С.С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище».

  Дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. На наш, взгляд, важным открытием для наших детей было то, что в нашем городе Омске есть улица, названная в честь Александра Невского, которая находится недалеко от нашего детского сада. В городе находится храм-часовня Георгия Победоносца, Александра Невского и Димитрия Донского. В рабочем поселке Большеречье, Омской области  находится Церковь Александра Невского, построенная из дерева.

Были организованы виртуальные экскурсии, где дети могли увидеть панораму сражения на реке Неве. В группе мы с ребятами организовали выставку рисунков «Александр Невский — слава, дух и имя России», провели итоговое мероприятие «Защитник Святой Руси — Александр Невский».  Мы  провели с детьми «Час поэзии», где дети читали стихи о России, об Александре Невском,  ещё раз вспоминая героические моменты из жизни князя. Мальчики представили себя в роли воинов войска Александра Невского, переодевшись в костюмы дружинников, продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.

Вывод: Таким образом я поняла, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.

Литература:

1.                 Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.

2.                 Азаров Ю.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Воспитание школьников, 2008. № 6. С. 3-11.

3.                 Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис... к.п.н. Ярославль: ЯГПУ, 2002. 26 с. 

2020 год

 



 

 

 

 

 

 

2 комментария:

  1. Здравствуйте, очень интересный материал вы представили, видно, что с детьми постоянно проводится работа по приобщению к труду.Мне вот интересно, все ли дети заинтересованы или есть, такие, которые не хотят участвовать в трудовой деятельности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Дарья, участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, детского сада, почувствовать себя членом семейного коллектива. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Необходимо проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что надо, а потом что хочу.

      Удалить