Проект
«Народная игрушка»
Средняя группа
Проект
составил:
Воспитатель:
Овечкина
Е.П., Алиева А.С.
Проект:
«Народная игрушка»
Тип проекта:
Участники:
дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели).
Сроки
реализации: краткосрочный (04.02. – 08.02.19г.)
Автор
проекта: воспитатель: Овечкина Е.П., Алиева А.С.
Проблема:
Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах,
народных играх.
Актуальность:
Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного
производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол
которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку
захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они
идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень
редко встретишь таких родителей, которые
покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие
игрушки. А это немаловажно. Через
знакомство с народно - прикладным
искусством происходит ознакомление с
историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли
наши бабушки и дедушки, из чего
мастерили игрушки , мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка
и таким образом, приобщим
к традициям, к культуре
наших предков, воспитываем в детях
нравственно - патриотические чувства -
уважение,
гордость за землю, на которой живешь.
Цель:
Развитие нравственно – патриотических чувств в
процессе приобщения к народно – прикладному искусству.
Задачи:
Дать представление о
народной игрушке, народных промыслах и
народных играх;
Познакомить детей с народно- прикладным искусством.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Имеют представления о народных игрушках, их видах, о
народно- прикладном искусстве.
Умеют изготавливать глиняные игрушки.
Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
этап.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2. Создание
необходимых условий для реализации проекта;
3. Перспективное
планирование проекта;
4. Разработка
и накопление методических материалов по проблеме;
5. Создать
развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности
детей;
6. Подобрать
художественную литературу;
Работа с детьми:
1. Опрос
детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)
2. Беседы:
«Во что играли ваши прабабушки и прадедушки?»
«Кто и как изготавливал народные
игрушки?».
3. Рассматривание открыток
о народных игрушках
4. Слайды
– «Из каких материалов и как
изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства?»
5. Сюжетно
– ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» (Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой).
Работа с
родителями:
1. Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и
о декоративно – прикладном искусстве?»
2. Консультация
: « Народная игрушка »
Основной
этап.
Работа с детьми:
1.
Беседы:
« В какие мне нравится играть игрушки?»
2.
«Слайды – «
В гости к дымковской игрушке»
3.
Заучивание потешек о матрешке (см. приложение)
4.
Декоративное рисование: «Дымковская
уточка»
5.
Дидактические игры:
«Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования)
«Которая по счету матрешка спряталась?»
6.
Пальчиковые
игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»
7.
Физкультминутки
«Любуемся игрушками, Уточка»
8.
Дыхательная
гимнастика « Дуем, задуваем»
9.
Русские
народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси»,
«Золотые ворота».
Работа с родителями.
1.
Консультации: « Нужны ли ребенку
народные игрушки?»,
« Как знакомить ребенка с декоративно –
прикладным искусством?»
2. Рассмотреть
вместе с детьми картинки, иллюстрации народной
игрушки
3. Подбор
мультфильмов, документальных фильмов по теме.
4. Беседы
с детьми по теме.
5. Заучить
с детьми стихотворение
6. Заключительный
этап
1. Оформление
альбома «Народные игрушки»
2. Оформление
выставки детских работ.
Приложение
Опрос детей :
«Что ты знаешь о народных игрушках?»
1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты
знаешь?
2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше
всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская
игрушка)
Ты знаешь как с ней можно играть?
3.У тебя дома есть народные игрушки?
«Что
знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
Пожалуйста, отметьте
удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.
- Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок
представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?
А. знает достаточно для своего возраста.
Б. имеет элементарные представления,
В. не имеет совсем.
- Интересно ли лично вам декоративно-прикладное
творчество?
А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;
Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;
В. нет.
- Какие
русские народные промыслы Вам знакомы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы знакомите ребенка с народным
декоративно-прикладным искусством?
А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества,
в Доме детского творчества;
Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,
В. __________________________________
_____________________________________
- Есть ли в вашей семье традиционно русские
предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?
А. да, это
_____________________________________
_____________________________________
Б. нет.
- Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет
ли ребенок к ним интерес?
А. да, рассматривает, задает вопросы.
Б. нет, не интересуется.
- Какие народные игрушки Вам знакомы?
____________________________________________________________________________
- С
какими народными игрушками Вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________
- Есть ли
у Ваших детей народные игрушки дома?
А. да.
Б. нет.
- Чем, по
Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
- Мастерите
ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то
какие? Если нет, то почему? __________________________________________________________________________________________________________________
- Хотелось
бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?
А. да.
Б. нет.
- Необходимо ли на Ваш
взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду?
Если «Да», то почему?
_____________________________________
Благодарим за
сотрудничество!
Потешки о матрёшке.
Потешка с движением.
Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)
Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь
об ладонь)
В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)
Кукла деревянная (руки «фонарики»)
Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)
Потешки о матрёшке.
1. Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Мартёшка вышла в юбочке.
2. На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Бурёнушка!
- Выхожу, Матрёнушка!
3. Ходят куры в стороне
Позыбали обо мне,
Комментариев нет:
Отправить комментарий