суббота, 2 февраля 2019 г.

Проект "Народная игрушка"








Проект
«Народная игрушка»
Средняя группа







Проект составил:
                                                                                 Воспитатель:
                                   Овечкина Е.П., Алиева А.С.
                                           





Проект: «Народная игрушка»
Тип проекта:
Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели).
Сроки реализации: краткосрочный (04.02. – 08.02.19г.)
Автор проекта: воспитатель: Овечкина Е.П., Алиева А.С.
Проблема: Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.
Актуальность: Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по  телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко  встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через  знакомство с народно - прикладным  искусством  происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши  бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки , мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и  таким образом,  приобщим  к  традициям, к  культуре  наших предков,  воспитываем  в детях  нравственно - патриотические чувства -  уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель:
 Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству. 
Задачи:
Дать представление о народной игрушке, народных промыслах и
народных играх;
Познакомить детей с народно- прикладным искусством.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.
Умеют изготавливать глиняные игрушки.
Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.

                  
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1.       Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2.      Создание необходимых условий для реализации проекта;
3.      Перспективное планирование проекта;
4.      Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
5.      Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности  детей;
6.      Подобрать художественную литературу;

Работа с детьми:
1.     Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)
2.     Беседы: 
«Во что играли  ваши прабабушки и прадедушки?»
«Кто и как изготавливал народные игрушки?».
3.     Рассматривание  открыток  о народных игрушках
4.     Слайды – «Из каких материалов  и как изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства?»
5.     Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» (Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой).   
Работа с родителями: 
1.     Анкетирование  «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
2.     Консультация : « Народная игрушка  »

Основной этап.
Работа с детьми:
1.     Беседы:  « В какие мне нравится играть игрушки?»
2.      «Слайды – «  В гости к дымковской игрушке»
3.     Заучивание  потешек о матрешке (см. приложение)
4.     Декоративное рисование: «Дымковская уточка»
5.     Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»
6.     Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни»  
7.      Физкультминутки  «Любуемся игрушками, Уточка»
8.     Дыхательная гимнастика « Дуем, задуваем» 
9.     Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». 
 Работа с родителями.
1.     Консультации: « Нужны ли ребенку народные игрушки?»,
 « Как знакомить ребенка с декоративно – прикладным искусством?»
2.     Рассмотреть вместе с детьми   картинки, иллюстрации народной игрушки
3.     Подбор мультфильмов, документальных фильмов по теме.
4.     Беседы с детьми по теме.
5.     Заучить с детьми стихотворение

6.     Заключительный этап
1.     Оформление альбома «Народные игрушки»
2.     Оформление выставки детских работ.









Приложение
Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?»

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?
2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)
Ты знаешь как  с ней можно играть?
3.У тебя дома есть народные игрушки?

«Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.
  1. Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?
А. знает достаточно для своего возраста.
Б. имеет элементарные представления,
В. не имеет совсем.
  1. Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?
А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;
Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;
В. нет.
  1. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным искусством?
А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества, в Доме детского творчества;
Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,
В. __________________________________
_____________________________________
  1. Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?
А. да, это _____________________________________
_____________________________________
Б. нет.
  1. Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к ним интерес?
А. да, рассматривает, задает вопросы.
Б. нет, не интересуется.
  1. Какие народные игрушки Вам знакомы?
____________________________________________________________________________
  1. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________
  1. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?
А. да.
Б. нет.
  1. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________
  1. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________________________________________________________________________
  2. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?
А. да.
Б. нет.
  1. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?
 _____________________________________
Благодарим за сотрудничество!


Потешки  о матрёшке.
Потешка с движением.
Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)
Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь об ладонь)
В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)
Кукла деревянная (руки «фонарики»)
Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)

Потешки о матрёшке.
1. Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Мартёшка вышла в юбочке.
2. На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Бурёнушка!
- Выхожу, Матрёнушка!
3. Ходят куры в стороне
Позыбали обо мне,


Комментариев нет:

Отправить комментарий