Проект
«Морские обитатели»
Тип проекта: информационно-творческий
Участники: дети, родители, воспитатель.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители
Срок реализации проекта:
1 недели ( 10.02-14.02)
Проблема: «Какие бывают обитатели моря»
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Актуальность
На сегодняшний день вопросы
охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является
отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической
культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё
неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и
таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат
знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе.
Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Обитатели
моря» позволит максимально обогатить знания и представления о
жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь,
творческие способности детей,
Цель проекта:
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития
познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации
информационно-творческого проекта «Обитатели морей и
океанов».
Задачи:
• расширять представления детей
об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
• развитие логического мышления,
умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и
заключения;
• развивать эстетическое
восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
• развивать способность
вслушиваться в звуки природы;
• развивать познавательный
интерес, творческие способности;
• использовать различные
нетрадиционные художественно – графические техники;
• учить охранять окружающую
среду;
Ожидаемые результаты проекта
• владеть понятиями «морские
животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления
о некоторых особенностях строения тела в связи с
• их жизнью в воде, способах их
передвижения (плавает, ползает,
• способах маскировки, об
уникальности каждого вида;
• знать о взаимосвязи с
другими обитателями;
• иметь представление о
взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные
навыки экологически грамотного поведения в природе;
• составлять описательный рассказ
о морском обитателе с использованием
опорной схемы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- постановка проблемы;
- разработка плана проекта;
- создание соответствующей
развивающей среды в группе;
- сбор и накопление материала по
проблеме;
- информирование и ознакомление
родителей с темой проекта.
2. Основной
- постановка перед детьми
проблемы «Какие бывают обитатели моря?»;
- привлечение детей к участию в
планировании деятельности и реализации намеченного
перспективного плана;
- создание взаимодействия
взрослых и детей к результату.
3. Практико-аналитический
- изучение мнения всех
участников проекта о работе по реализации проекта;
- организация и проведения «Викторины»
- составление сборника детских
иллюстраций и рассказов « Морские обитатели»
- коллективная работа панно «На
дне морском»
4. Продуктивный
-Викторина «Чудеса
подводного мира»
-Презентация сборника детских
иллюстраций и рассказов « Морские обитатели»
-Презентация коллективного
панно «На дне морском»
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору
иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
• знакомство с
литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного
мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен«Русалочка»;Татьяна
Домаренок «Морские спасатели»; Надежда Шемякина «Сказка про
Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском»
• разучивание стихов В.
Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»,
пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание
загадок.
• рассматривание репродукций
картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый
вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А.
Боголюбов «Парусник в море».
• прослушивание песни «Дельфины» на
стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море»,
эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»;
Равель М. «Игра воды»;
• просмотр мультфильмов «Разноцветная
семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Русалочка», «В
поисках Немо», «Подводная братва».
Сотрудничество с родителями: Изготовление сборника детских иллюстраций и рассказов «
Морские обитатели». (Родители записывают придуманный детьми рассказ, рисуют
вместе с детьми морское животное. )
Перспективный план работы
Название совместной деятельности
1. Беседа: «Какие разные моря!»
2. Беседа: «Сокровища морей»
3. НОД по ознакомлению с
природным окружением
«Путешествие по морским
глубинам»
4. НОД по изо деятельности «Подводное
царство»
5. Презентация « Жизнь в море»
6. Оригами «Рыбки»
7. НОД по ФЭМП «Морская
арифметика»
8. Чтение художественной
литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,Т.
Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море
живет?», И. Сударева стихи«На дне морском», Г. Косова «Азбука
подводного мира»
9. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый
вал»,«Чёрное море», «Ураган на море»,
А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А.
Боголюбов «Парусник в море».
10. Прослушивание песни «Дельфины» на
стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море»,
эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»;
Равель М. «Игра воды».
11. Просмотр мультфильмов ««Разноцветная
семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Русалочка», «В
поисках Немо», «Подводная братва».
12. Загадки о морских обитателях.
13. Разучивание стихов В.
Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»,
пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка».
14. Настольная игра – ходилка
«Море»
15. Физкультминутка: «Морское путешествие»
16. Дидактические игры: «Русалочка»«Четвертый лишний», Чей
силует? «Чья тень»,«Собери Дельфина»,«Угадай какой
водоем»,«Кто здесь живет?»,«О ком расскажу?
17. Словесные игры: Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто,
что слышит?»,«Чьи детки?»,«Найди предмет по описанию», «Назови
одним словом?»
18. Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси
и щука», « Ручеек»
29. Сюжетно-ролевая игра: «Пароход»
20. Работа с родителями: «Изготовление сборника детских иллюстраций и рассказов
« Морские обитатели»
23. Викторина «Чудеса
подводного мира!»
Реализация проекта
Совместная деятельность
детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям
морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира;
поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей;
формировать бережное отношение к природе.
Беседы: О рыбах, о морях, морских сокровищах.
Рассматривание иллюстраций
(энциклопедий «Море и его мир», «Атлас морей
и океанов»)
Рассматривание видеороликов «Морской
мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке:
Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо», «Подводная
братва»
Альбомом с видовым разнообразием
животного, растительного мира, их средой обитания;
Рассматривание картин художников,
изображающих подводный мир картин подводный мир картины Марка Сузино;
Продукт проектной
деятельности: Фотоальбом «Как прекрасен этот подводный мир»,
Сборник детских рассказов о морях и океанах, макет аквариума,
коллективное панно «На дне морском», фотографии с НОД, оформление
игрового уголка «Морской мир»
Познавательное развитие
Беседа на тему: «Какие
разные моря!»
Беседа: «Сокровища морей!»
Рассматривание репродукций картин
И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган
на море», А. Рылов «Море. Камни», «В
голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
НОД «Путешествие по
морским глубинам»
Чтение художественной литературы
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям
различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить
выделять главную мысль произведения;
Объяснить, как важны в книге
рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные
иллюстрации.
Загадки о морских обитателях,
С. Сахарнов «Кто в море
живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х.
Андерсен «Русалочка»;Татьяна Домаренок «Морские спасатели»;
Надежда Шемякина«Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На
дне морском»;
Разучивание стихов В.
Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,
Ю. Дулепины«Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и
поговорок, пальчиковой гимнастики«Чайка»
Дидактические игры
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях
моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение
доказывать правильность своего суждения.
«Русалочка»
«Четвертый лишний»
«Чей силуэт»
«Чья тень?»
«Собери Дельфина»
«Угадай какой водоем»
«Кто здесь живет?»
«О ком расскажу»
Словесные игры
Цель. Развивать умение описывать
водоем, его обитателей по описанию.
Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской
конёк, камбала.
«Опиши животное»
«Отгадай загадку»
«Кто, что слышит?»
«Чьи детки?»
«Найди предмет по описанию»
«Назови одним словом»
Продуктивные виды деятельности:
Выставка рисунков и поделок из
природного и бросового материала «Море и морские тайны».
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными
изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать
понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую
моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Коллективная аппликация «В
морских глубинах»
НОД по Изо деятельности «Подводное
царство»
НОД по лепке «Волшебная
страна- подводное царство»
Оригами «Морские рыбки»
Изготовление сборника детских
иллюстраций и рассказов « Морские обитатели»
Музыкальная деятельность
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью
музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов
морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным
жанрам.
Прослушивание песни «Дельфины» на
стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;
Дебюсси К. «Море»,
эскиз для симфонического
оркестра, «Разговор ветра с морем»;
Равель М. «Игра воды»;
Вывод
Детям очень понравилось наше
познавательное занятие, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать,
что-то новое об обитателях водного мира. Мне тоже понравилось
беседовать с детьми, слушать их рассказы о жителях морей и океанов.
Вместе детьми
На беседе про жителей моря дети
внимательно слушали, и боялись что-то пропустить, все были заинтересованы,
возможно, потому что знали что после будут вопросы на эту тему, и
те, кто лучше всего ответят, получат призы. Дети с интересом рассматривали
предложенные мною фотографии обитателей моря, с какими-то они уже
были знакомы, а каких-то видели впервые.
На беседе про жителей океана
дети стали замечать, что некоторые животные живут как в море,
так и в океане. Но интереса у них не уменьшилось.
Дети с нетерпением ждали тот
день, когда проведем физкультурный досуг.
Конечно, больше всего интереса у
детей вызвала аппликация. Все были задействованы, каждый занимался своим делом.
Чтобы дети не спорили, обязанности распределила считалочка. Итогом были все
довольны. Когда пришли родители, дети повели их к аппликации и стали
рассказывать, кто что сделал. Была проведена заключительная викторина «Чудеса
подводного мира!», где дети показали все свои накопленные знания по этой
теме! Проведена большая работа с родителями, они совместно с детьми сочиняли
рассказы о морях которые мы оформили в сборник! Также родители участвовали в
создании макета –аквариума, в создании фотоальбома»Как прекрасен этот подводный
мир!»
Мне кажется, что наше
коллективно-творческое дело прошло удачно, мне удалось заинтересовать и чем-то
удивить детей, я увидела, насколько хорошо у детей развита память и фантазия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий