Формирование духовно-нравственных качеств (милосердия и
мужества) у дошкольников старшего возраста на примере образа князя Александра
Невского.
На
сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных
учреждениях является одной из самых актуальных. В формировании личности
человека, его ценностей, мировоззрения, взглядов на жизнь лежат знания и
нравственные принципы, заложенные в нем с самого раннего возраста. То, каким
ребёнок вырастет, какими будут его ценности и ориентиры в жизни зависит, в
первую очередь, от его окружения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому
именно в детстве так важно научить ребенка бережно относиться к своей Родине,
любить ее и гордиться. С самого детства, ребенку прививается любовь ко всему,
что его окружает: своей семье, друзьям, живой природе, к своему городу и своей стране.
Это все является частью патриотизма - любовь и преданность Родине, стремление
беречь ее и служить ее интересам.
Особую долю в развитии духовно-нравственных качеств, а
именно мужества и милосердия, представляет личность Александра Невского. Его
битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают
гордость за нашу страну, за её героев. Имя Александра Невского —
одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что,
пожалуй, еще значительнее, — одно из самых светлых и любимых русским народом.
Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в
строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор
является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя
может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается
жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный
русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания
укрепляют и развивают чувство патриотизма, мужество и милосердия, наполняют
сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского
освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа.
Важно, чтобы дети на этом примере сделали правильный вывод: защита своего
Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают
славное имя Александра Невского.
Целью
моей работы является формирование духовно-нравственных качеств (мужества и
милосердия) у старших дошкольников на примере образа князя Александра Невского.
Задачи:
1. Создать
условия для формирования духовно- нравственных качеств старших дошкольников.
2. Формировать
духовно - нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста на примере
исторических героев, таких как Александр Невский.
3. Воспитывать
патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Мы
решали множество задач, идя к цели, через:
1. Знакомство
детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, горячо
любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей
Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.
2. Формирование
интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным
героем русского народа - Александром Невским,
знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни
великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси, развитие чувства гордости к верному сыну
Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть
сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и
вырос.
3. Закрепления
навыков дружелюбного общения.
Мы
провели ряд мероприятий, для решения поставленных целей и задач, согласно
перспективному плану. Наша работа строилась на интеграции образовательных
областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Мы рассказывали детям о героях, ещё начиная со средней
группы, таких как русские богатыри, исторические личности нашей Родины и
конечно же, о ветеранах ВОВ. У каждого народа есть
заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается
историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства
нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему
народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его
национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях.
В подготовительной группе, мы познакомили детей с
историческим прошлым Древней Руси, детством Александра Невского. Мы
знакомили детей с подвигами Александра Невского, к этой теме подготовили
презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют
Невским?», «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на
Чудском озере (1242 г.), вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в
котором участвовал князь со своей дружиной. На занятии «О детстве Александра Невского»
дети узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и
полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей: «Почему князя Александра называют Невским?»,
«Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием
строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую
игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали пазлы «Невская битва»,
«Ледовое побоище».
Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее
назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она
изготавливалась, с названиями предметов
защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье,
палица и так далее).
В
дидактической игре «Четвёртый лишний», мы с детьми закрепили умение отличать старинное снаряжение воинов от
современного..
Мы познакомили
детей с нашествием воинов Золотой орды и тем, какие беды принесло это нашествие.
Детям было предложено оценить положительных и отрицательных героев того времени,
воспитывая чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за
мужество князя. Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и
воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и
рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр». На занятии по ознакомлению с окружающим миром,
«Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский», мы рассказали о причислении Александра Невского
к лику святых.
В ходе нашей работы мы знакомили детей,
с художниками и композиторами,
которые использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми
рассматривали репродукции картин: — Угрюмов Г.И.,
«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им
победы над немцами», 1793 г.; — Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла
Биргера», 1904 г.; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр
Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г.
Семирадский, «Погребение Александра Невского», 1876 г.; — М. Нестеров, «Святой
Александр Невский», 1894 г., слушали кантаты В.В. Мусоргского «Вставайте люди
русские…» и С.С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище».
Были организованы виртуальные экскурсии, где дети могли
увидеть панораму сражения на реке Неве. В группе мы с ребятами организовали
выставку рисунков «Александр Невский — слава, дух и имя России»,
провели итоговое мероприятие «Защитник Святой Руси — Александр Невский». Мы
провели с детьми «Час поэзии», где дети читали стихи о России, об
Александре Невском, ещё раз вспоминая
героические моменты из жизни князя. Мальчики представили себя в роли воинов
войска Александра Невского, переодевшись в костюмы дружинников,
продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.
Литература:
1.
Программа дошкольного образования От
рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.
2.
Азаров Ю.П. Педагогическое искусство
патриотического воспитания / Воспитание школьников, 2008. № 6. С. 3-11.
3.
Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у
детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис... к.п.н. Ярославль: ЯГПУ,
2002. 26 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий