воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Проект "Мой любимый город Омск"

 


"Родина для человека самое дорогое и священное,   
          Без чего человек перестаёт быть личностью"   
                                                                                             В. А. Сухомлинский.                                                                                                

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Актуальность темы        
         Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром  через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.    
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.      
            Цель проекта:                                                                                                                                            -реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление
интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством
ознакомления со своей малой Родиной; 
- расширение знания детей о родном городе;   
- приобщение к истории и культуре родного города,                                                       местным
достопримечательностям.                                                                                                                                            Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.      
4. Воспитывать
любовь, уважение и привязанность к своему городу, умение видеть его красоту, радоваться ей и беречь.   
5. Расширить знания детей о растительном и животном мире
Омской области.
6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
7.Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.                                                                                                                                            Участники проекта: 
· Дети
6-7 лет ( подготовительная группа)       
· Воспитатели
группы.
·родители воспитанников                                                                                                                                                         Сроки реализации проекта:
 Долгосрочный  
         Гипотеза проекта:
                                                                                                         
В результате целенаправленной и системной работы по расширению  знаний детей о своём родном городе осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются  любовь и уважение, а так же  привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

         Формы  реализации проекта:      
- познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.                                                          
Ресурсное обеспечение проекта: 
- Уголок по краеведению в группе
- Картины 
- Альбомы, иллюстрации     
- Карты     
- фотографии     
- Методическая, краеведческая, художественная литература      
- Буклеты, наборы открыток.
         Предметно-развивающая среда:

  Краеведческий мини - музей в ДОУ.

· Уголок по краеведению в группе.                                                                                        

         Предполагаемые результаты:                                                                                   Дети:

· Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

· Организация изобразительной деятельности, проведение  выставок  в  группе

· Воспитание нравственно - патриотических чувств к  истории, культуре, природе родного края

· Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатели:

· Практический материал по всем видам детской деятельности

· Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

· Составление перспективного плана работы

· Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

· Разработка конспектов занятий,  досугов и т. п.

· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта/альбом «Мой город - моя малая родина»/

Родители:

· Повышение интереса к работе  группы

· Активное участие в конкурсах, выставках

· Помощь в проведении экскурсий.                                                                                                                                                                                                                                         Перспективный план проекта:                                                                                           Сентябрь:
• Целевая прогулка по близлежащ
ей улице.     
Беседа: «Мой родной поселок — Телевизионный завод»    .
• Беседа о домашних адресах.        
• Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.     
• Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
• Бесед
а: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном городе.
• Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина
-Омск ».        
Цель:
Формировать представление о
своем посёлке, городе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.    
Октябрь:
• Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.    
• Дать задание  отметить, какие
здания, магазины, предприятия расположены по дороге домой из детского сада.        
• Беседа о том, что полезного сдела
но людьми. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.  
• Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
• Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)  • Продолжать собирать материал по созданию альбома.      
Цель:
Формировать представления детей о
городе, в котором они живут, уточнить знания о своей улице, расширять знания о труде взрослых, воспитывать любовь к своему городу
Ноябрь:                                                                                                                           • Беседы на темы "Птицы родного края"
( кукушка, трясогузка, коростель, глухарь, куропатка и др.), «Лесной доктор»                                                                         • Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.                                                                        • Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».                                                                                                                         • Кормления птиц на прогулке.                                                                                          • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».                                                               • Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».                                                         • П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».                                                        • Чтение: С. Алексеев «Родная природа» , И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».     
Цель: расширять знания детей о птицах родного края, воспитывать доброе заботливое отношение к ним.                                                                                   Декабрь:                                                                                                                                 • Беседы на темы «Животные нашего края» (косуля, кабан, хорек, суслик, бурундук, рысь, куница, крот и др. ), «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».                                                           • Экспериментирование с ветром.                                                                                      • Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».                                                                                                            • Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».                                                                                                                              • Изготовления и украшение кормушек для птиц.                                                           • Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».                                                                                                              • Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу.                              • Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».                                                                                                                          • Наблюдения за живой и неживой природой.                                                                     • Экскурсия в зимний сквер.                                                                                               Цель: вызвать интерес к природе родного края, знакомить детей с дикими животными, проживающими на территории нашего края.                                                                                            Январь:                                                                                                                                • Беседы на темы: "Водные ресурсы Омской области", "Реки, озера и болота (Иртыш, Омь, Тара, Оша, Ик, Тенис и др.)", «Кто такие рыбы?», «Выдра - рыба или зверь?», «Как нужно вести себя на природе? ».                                                       

 • Составления рассказов о рыбах.                                                                                

• Заучивание загадок о рыбах.                                                                                     

• Рассматривание иллюстраций  "Омские реки — Иртыш, Омь, и их обитатели - Рыбы: стерлядь, ерш, осетр, налим.                                                                             Птицы: чайка озерная, крачка, журавль и др.                                                 Животные: ондатра, выдра, крыса водяная.                                                 Земноводные: жаба.                                                                                                             • Экспериментирование с водой                                                                                         • Д/и. «Угадай, кто в реке», «Опиши, какая рыба». «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».                                                                                                                               • Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Иртыша зимой», «Налим» (из слоеного теста), аппликация «Морское царство».                   

• Чтение:О. Григорьева «Омская азбука», «Прогулка на Иртыш» (выборочно).                

• Просмотр фильма   "Природа родного края».                                                                    

  • Экспериментирование с ветром.                                                                                                 

 Цель: знакомить детей  с водными артериями Омской области и  их     обитателями                                                                                                                                    Февраль:  

• Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада.  
• Рассматривание
на фотографиях и иллюстрациях памятников, воздвигнутым героям, защищавшим нашу Родину в годы В.О.В.          
• Предложить родителям посетить вместе с детьми 
один из таких памятников.  • Беседа с детьми,побывавшими у такого памятника. Предложить поделиться, что они видели, что им особо запомнилось.   
• Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».       
• Беседа «Детский сад—моя вторая семья», «Традиции нашего
города».       
• Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.                                                     

 • Посещения историко-краеведческого музея г. Омска.       

Цель:
Формировать представление о
Российской армии, о  Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному городу.                                                                       Март:                                                                                                             

 • Занятие «Город Омск».       

• Рассматривание иллюстраций, фотографий в краеведческом уголке на тему «Достопримечательности города Омска».        
• Экскурсия к
заводу ПО «Иртыш», рассмотреть стелу около главного входа, побеседовать  «Как называется главная улица  нашего посёлка и почему?». 
• Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в
городе много улиц с разными названиями.                                                                                                                                                                

 • Пополнение альбома материалом.

• Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»                             

• Побеседовать с детьми, кто где был в родном городе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.      

• Коллективная работа « Наш детский сад».                                                                   

• Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами—рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины—Москва).      
• Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материа
л о истории возникновения нашего города.                                                                                                   Цель:
Формировать представление о родном
городе, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного города, познакомить с историческим прошлым нашего города, воспитывать любовь к Омску. .
 
Апрель:                                                                                                                          

 • Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».                                                                                                    • Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях нашего края (деревья: лиственница сибирская, ива белая и др.; кустарники: можжевельник, боярышник и др.), о растениях, занесенных в красную книгу.          

• Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».                                                                                                                              

 • Экскурсия в парк.                                                                                                                        

• Наблюдения за объектами живой и неживой природы.                                             

Экспериментирование с песком.                                                                                      • Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам», «Расскажи какой цветок?».                                                                                                                        

• Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.                                                                                                                    

• Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», «Семья ежей» аппликация «Во поле береза стояла».                                                                                                           

• Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».             

Развлечение.                                                                                                                                            Май:                                                       • Беседа с детьми о том, что детям нравится в Омске, где они побывали, что видели.      
• Беседа о том, как называют жителей
города. Что они делают, чтобы родной город стал краше, что для этого могут сделать дети.
• Рассматривание иллюстраций о городе . Закрепление знаний.  
• Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой
город?».       
• Работа с картой
Омской области.                                                                                  

• Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник, посвящённый Дню Победы.                                            • Рассматривание альбома о родном городе.                                                                     • Конкурс знатоков родного города.                                                                                 • Конкурс рисунков на тему: «Город, в котором я живу».                                                Беседа: «Человек без Родины - что соловей без песни».                          

• Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина-Омск»                   Цель: 

Закрепить знания детей о своей малой Родине.

 Воспитывать в детях любовь к своей Родине, чувство гордости за свой город, свою страну Россию.   



 

Работа с родителями.
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина» 
Попросить родителей посетить вместе с детьми  музей.     
Подбор интересных сведений о
городе.  
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в
городе.
Попросить принести фотографии родителей, бабушек, дедушек на предприятиях нашего
города.   
Выполнение домашних творческих работ.                                                                       Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым
в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина» 
Попросить родителей посетить вместе с детьми мини музей.      
Подбор интересных сведений о поселке.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в поселке.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего города.      
Выполнение домашних творческих работ.       
4 – этап: Анализ,
обработка и оформление материалов.     
Оценка результатов работы всех участников проекта.       
5 – этап: Презентация проекта.      
Итоговое мероприятие « Моя малая родина – мой поселок». 
Изготовление макета по теме « Моя малая родина – мой поселок»
                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                

          Список использованной литературы   

1.     Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы»

2.     Коненко А. И. Омск на пути к 300-летию! (фотоальбом) - Омск: Полиграф, 2012

3.     Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М., 1991.

4.     Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С.  

5.     Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание в ДОУ: методическое     Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий