"Родина для человека самое дорогое и священное,
Без чего человек перестаёт быть
личностью"
В. А. Сухомлинский.
В
дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и
привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание
трудиться на благо, беречь её богатства. Фундаментом патриотизма по праву
рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к
Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального
опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Вопросами патриотического
воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не
занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для
воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости
за свою малую Родину.
Актуальность темы
Успешность развития дошкольников
при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного
взаимодействия с окружающим миром через
игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды
деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка
уважительное отношение к малой Родине. Раздвигая горизонты познаваемого детьми,
мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Детские
воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет
знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться
ему Родина, Россия.
Цель проекта:
-реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление
интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной;
- расширение знания детей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города,
местным достопримечательностям. Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях,
памятниках, определяющих облик города.
4. Воспитывать любовь,
уважение и привязанность к своему городу, умение видеть его красоту, радоваться ей и беречь.
5. Расширить знания детей о растительном и животном мире Омской области.
6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
7.Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта:
· Дети 6-7 лет ( подготовительная группа)
· Воспитатели группы.
·родители воспитанников
Сроки реализации проекта:
Долгосрочный
Гипотеза проекта: В результате целенаправленной и системной работы по
расширению знаний детей о своём родном городе осуществляется
приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным
достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей
малой Родине. Благодаря этому осуществляется
комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Формы
реализации проекта:
- познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии, целевые прогулки,
наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок по краеведению в группе
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Карты
- фотографии
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток.
Предметно-развивающая
среда:
Краеведческий
мини - музей в ДОУ.
·
Уголок по краеведению в группе.
Предполагаемые
результаты: Дети:
·
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
·
Организация изобразительной деятельности, проведение выставок
в группе
·
Воспитание
нравственно - патриотических чувств к истории, культуре, природе родного
края
·
Развитие связной речи, обогащение словаря.
Воспитатели:
·
Практический материал по всем видам детской деятельности
·
Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
·
Составление перспективного плана работы
·
Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
·
Разработка конспектов занятий, досугов и т. п.
·
Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта/альбом «Мой город
- моя малая родина»/
Родители:
·
Повышение интереса к работе группы
·
Активное участие в конкурсах, выставках
·
Помощь в проведении экскурсий. Перспективный план проекта: Сентябрь:
• Целевая прогулка по близлежащей
улице.
• Беседа:
«Мой родной поселок — Телевизионный
завод»
.
• Беседа о домашних адресах.
• Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
• Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
• Беседа: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном городе.
• Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина-Омск
».
Цель:
Формировать представление о своем посёлке, городе;
воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.
Октябрь:
• Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой
находится детский сад. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту
территории детского сада.
• Дать задание отметить, какие здания,
магазины, предприятия расположены по
дороге домой из детского сада.
• Беседа о том, что полезного сделано людьми. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
• Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
• Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители) • Продолжать собирать материал по созданию
альбома.
Цель:
Формировать представления детей о городе, в котором они живут, уточнить знания о своей улице, расширять
знания о труде взрослых, воспитывать
любовь к своему городу
Ноябрь:
• Беседы на
темы "Птицы родного края"( кукушка, трясогузка, коростель, глухарь, куропатка и
др.), «Лесной доктор»
• Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание
иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. • Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и
перелетные».
•
Кормления птиц на прогулке. • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». • Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица,
придуманная мною»; лепка «Калининские птички». • П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает». • Чтение: С. Алексеев «Родная природа» , И. Соколов-Микитов «Весна в
лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Цель:
расширять знания детей о
птицах родного края, воспитывать доброе заботливое отношение к ним. Декабрь:
• Беседы
на темы «Животные нашего края» (косуля,
кабан, хорек, суслик, бурундук, рысь, куница, крот и др. ),
«Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что
такое заповедник? », «Красная книга». •
Экспериментирование с ветром. • Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?
», «Опиши, мы отгадаем». • Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация
«Синички». • Изготовления и украшение кормушек для птиц. • Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова
«Холодно, холодно». • Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу. •
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е.
Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».
•
Наблюдения за живой и неживой природой.
• Экскурсия в зимний сквер. Цель:
вызвать интерес к природе родного края, знакомить детей с дикими животными,
проживающими на территории нашего края.
Январь: • Беседы на темы: "Водные ресурсы Омской области", "Реки, озера
и болота (Иртыш, Омь, Тара,
Оша, Ик, Тенис и др.)", «Кто такие рыбы?», «Выдра - рыба или зверь?», «Как нужно вести себя на природе? ».
• Составления рассказов о рыбах.
• Заучивание загадок о рыбах.
• Рассматривание иллюстраций "Омские реки — Иртыш, Омь, и их обитатели - Рыбы: стерлядь, ерш, осетр, налим. Птицы: чайка озерная, крачка, журавль и др. Животные: ондатра, выдра, крыса водяная. Земноводные: жаба. • Экспериментирование с водой • Д/и. «Угадай, кто в реке», «Опиши, какая рыба». «Собери рыбу», «Пищевые цепочки». • Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Иртыша зимой», «Налим» (из слоеного теста), аппликация «Морское царство».
• Чтение:О. Григорьева «Омская азбука», «Прогулка на Иртыш» (выборочно).
• Просмотр фильма "Природа родного края».
• Экспериментирование с ветром.
Цель: знакомить детей с водными артериями Омской области и их обитателями Февраль:
• Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание
здания детского сада.
• Рассматривание на
фотографиях и иллюстрациях памятников, воздвигнутым героям, защищавшим нашу Родину в годы В.О.В.
• Предложить родителям посетить вместе с детьми
один
из таких памятников. •
Беседа с детьми,побывавшими у такого памятника. Предложить
поделиться, что они видели, что им особо запомнилось.
• Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
• Беседа «Детский сад—моя вторая семья», «Традиции нашего города».
• Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких
частях, в каком городе они служили.
• Посещения историко-краеведческого музея г. Омска.
Цель:
Формировать представление о Российской армии, о Великой
Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство
благодарности к ветеранам войны, любовь к родному городу.
Март:
• Занятие «Город Омск».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий в краеведческом уголке на тему «Достопримечательности города Омска».
• Экскурсия к заводу ПО «Иртыш», рассмотреть стелу около главного
входа, побеседовать «Как называется
главная улица нашего посёлка и почему?».
• Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в городе много улиц с разными названиями.
• Пополнение альбома материалом.
• Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
• Побеседовать с детьми, кто где был в родном городе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.
• Коллективная работа « Наш детский сад».
• Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города,
посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды;
на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома,
готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами,
портами—рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать,
курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей
Родины—Москва).
• Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели
материал о истории возникновения нашего города. Цель:
Формировать представление о родном городе, о его достопримечательностях, уютных его уголках,
закреплять навыки поведения на улицах родного города, познакомить с историческим прошлым нашего города, воспитывать любовь к Омску.
.
Апрель:
• Беседы на темы «Хвойные
деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений». • Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях нашего
края (деревья: лиственница сибирская, ива
белая и др.; кустарники:
можжевельник, боярышник и др.), о растениях, занесенных в красную книгу.
• Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
• Экскурсия в парк.
• Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
• Экспериментирование с песком. • Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам», «Расскажи какой цветок?».
• Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
• Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», «Семья ежей» аппликация «Во поле береза стояла».
• Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
• Развлечение.
Май: • Беседа с детьми о
том, что детям нравится в Омске, где они побывали, что видели.
• Беседа о том, как называют жителей города. Что они делают, чтобы родной город стал
краше,
что для
этого могут сделать дети.
• Рассматривание иллюстраций о городе . Закрепление знаний.
• Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой город?».
• Работа с картой Омской
области.
• Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы.
Посоветовать посетить с детьми праздник, посвящённый Дню Победы. • Рассматривание альбома о родном городе. •
Конкурс знатоков родного города. • Конкурс рисунков на тему: «Город, в котором я живу». •
Беседа: «Человек без Родины - что соловей без песни».
• Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина-Омск» Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине.
Воспитывать в детях любовь к своей Родине,
чувство гордости за свой город, свою страну Россию.
Работа
с родителями.
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми
музей.
Подбор интересных сведений о городе.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
Попросить принести фотографии родителей, бабушек, дедушек на предприятиях нашего города.
Выполнение домашних творческих работ. Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми мини музей.
Подбор интересных сведений о поселке.
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в поселке.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего
города.
Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ, обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Итоговое мероприятие « Моя малая родина – мой поселок».
Изготовление макета по теме « Моя малая родина – мой поселок»
Список использованной литературы
1.
Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы
«От рождения до школы»
2.
Коненко А. И. Омск
на пути к 300-летию! (фотоальбом) - Омск: Полиграф, 2012
3.
Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М.,
1991.
4.
Казакова И.
Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. –
С.
5.
Кондрыкинская Л.
А. Патриотическое воспитание в ДОУ: методическое Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий