Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан
В рамках здоровьесберегающего направления перед педагогами и воспитателями детского сада стоит задача - способствовать эмоциональному благополучию участников воспитательно-образовательного процесса: детей и родителей. Одним из методов работы, используемых при решении данной задачи, является метод релаксации.
Идеальное здоровье не возможно, если мозг и тело не отдыхают. Всякое живое существо нуждается в отдыхе - человек, животное и даже Земля. Так задумано Природой. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Сильные продолжительные эмоции неизменно порождают физическое напряжение и подвергают губительной нагрузке нервную систему и весь организм. Последствия этих процессов родители ощущают в полном объеме: ребенок капризничает и быстро теряет интерес к развивающим занятиям, плохо кушает, валиться с ног от усталости, не может уснуть. Нервная система ребенка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить "разгулявшего" ребенка. Релаксация - необходимый для формирования здоровой психики процесс. Релаксация - от латинского relaxation - расслабление, ослабление.
Многие полагают, что релаксация, то есть мышечное и психологическое расслабление, применяется только для взрослых. Но дети тоже нуждаются в успокоении, для восстановления энергетики, снятия нервного напряжения и усталости. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.
Психический отдых имеет огромное значения для хорошего самочувствия. Релаксация снижает потребность тела на 50% в кислороде, снимает нагрузку с сердца на 30% процентов, понижает кровяное давление, приводит к синхронизации электромагнитных волн мозга, улучшает реакцию и память.
Поэтому данная программа актуальна, так как необходимо научить детей расслабляться и пользоваться средствами релаксации для борьбы с "перегрузками", для формирования эмоциональной стабильности, и еще тем, что «энергию паузы» можно использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или повышенными физическими нагрузками, во время дневного сна. Наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.
Цель и задачи:
Целью: проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Использование релаксации помогает решить следующие задачи:
- укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
- формирование положительных эмоций и чувств.
- восстановление энергетического баланса в организме, снятие мышечных спазмов. Качественная релаксация дает полноценный отдых всему телу.
- общее оздоровление. Совокупность всех вышеперечисленных действий релаксации избавляет организм от хронического напряжения, запускает скрытые резервы для самовосстановления.
Методы релаксации.
Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что ребенок после активной игры не может успокоиться, а расслабляющий массаж сделать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.
Мышечная:
Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон. Разработанная им методика достаточно проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.
Дыхательная:
Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться. Для применения техники дыхательной релаксации не обязательно выбирать конкретное время или место. Естественно, пешеходная дорожка вдоль оживленной трассы не подойдет для выполнения упражнений, но аллеи городского парка будет достаточно. Дома можно принять удобную позу на диване или в мягком кресле и максимально расслабиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.
Звуковая:
Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.
Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:
• дождь;
• шум леса с птичьими трелями;
• морской прибой.
3.4 Аутотренинг
Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.
Основное условие успешности аутотренинга для дошколят — использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.
Арт - терапия:
Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.
Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.
Принципы релаксации
Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно – образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий являются общеметодические принципы.
К общеметодическим относятся принципы:
1. Сознательности – нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
2. Активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества.
3. Систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса.
4. «Не навреди!»
5. Постепенности.
6. Доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности детей.
7. Цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность.
8. Оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Релаксационные техники
Релаксационные техники – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей. Дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального напряжения,но релаксационные игры, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его и наладят сон.
Существуют разные релаксационные техники :
• техника помогающая достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
• техника помогающая добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
• техника «засыпания», колыбельные.
Подготовка к релаксации
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап
Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на коврики, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
2 этап
Прочувствовать и «осмотреть» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап
Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.
Ведущий. Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… Послушайте, что я хочу вам рассказать.
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
«Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. В предлагаемом комплексе упражнения расписаны понедельно, с учё том этапности работы:
1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано: как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;
2. Второе упражнение – это мышечная релаксация. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий