Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровье человека во все времена всегда будет актуальной темой. В современном обществе, предъявляются более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его способностям и знаниям. В последнее время забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире
приоритетные позиции.
Актуальный социальный вопрос на сегодняшний день – охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство – здоровье. Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, прыгать, скакать, плавать, играть с ребятами во дворе и при этом не уставать.
В самом раннем детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные
движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются
базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых
не возможен здоровый образ жизни.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе
современного педагога. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.
Здоровьесберегающие технологии - это:
-организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
-качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;
-технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
-Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
-Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
-Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников;
-Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:
-Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
-Спортивные и подвижные игры;
-Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ:
-Физкультурные занятия;
-Гимнастика после сна;
-Точечный массаж;
-Бассейн;
-Спортивные праздники, развлечения;
-СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
-Дни здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия:
-Музыкотерапия;
-Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:
-гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
-мимические разминки;
-пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
-дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
точечный массаж;
-упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Реализация поставленных целей на практике.
Динамические паузы.
Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:
-Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
-Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;
-Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
-Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
-Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.
Физкультминутки (в старших группах) может проводить кто-то из детей.
Подвижные и спортивные игры.
Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.
Релаксация.
Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).
Пальчиковая гимнастика.
Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз.
Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика.
Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.
Бодрящая гимнастика.
Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика ортопедическая и корригирующая.
Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или воспитатель.
Физкультурные занятия.
Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.
Проблемно-игровые ситуации.
Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность.
Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой.
Один раз в неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.
Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного развития.
Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.
Самомассаж.
Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика.
Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 минут.
Технология воздействия сказкой.
Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия.
Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель.
Дополнительно используются методы закаливания:
Умывание водой после дневного сна;
Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.
В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:
-Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
-Освещать эти вопросы можно на родительских собраниях;
-Оформления папок-передвижек;
-Личный пример педагога;
-Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
-Анкетирование;
-Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
-Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";
-Дни открытых дверей;
-Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
-Выпуск газеты ДОУ и т.д.
-Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
-Организацию деятельности детей в игровой форме;
-Организацию культуротворчества дошкольников;
-Построение педагогического процесса в образе модели культуры;
-Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.
Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.
Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети были здоровыми, учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!
Комментариев нет:
Отправить комментарий