ПРОЕКТ: "Этот День Победы..."
Старшая группа
Актуальность проблемы: Сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Подрастающее поколение недостаточно знает о Великой Отечественной войне и интересуется событиями, происходившими в то тяжелое для страны и народа время. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов.
С детьми старшего дошкольного возраста был проведен блиц - опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, причинах возникновения праздника День Победы. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Этот День Победы…»
Вся работа была построена в социально-творческом направлении, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Мы знаем, что впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный или услышанный материал быстрее усваивается.
Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, героев – победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Цели проекта: создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа (детей-героев) в Великой Отечественной войне; сформировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Задачи проекта: обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны; дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны, в честь героев слагаются стихи и песни, воздвигают памятники; познакомить с боевыми наградами героев ВОВ; организовать сотрудничество с родителями в воспитании у детей патриотических чувств; формировать представление о недопустимости повторения войны, чувство гордости за Родину город Омск, наш народ; воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Ожидаемые результаты:
· понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека;
· вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, рост их заинтересованности в сотрудничестве с ДОО;
· повышение социальной компетентности дошкольников;
· формирование у детей начальных представлений о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, родной Омск.
Особенности проекта:
· по составу участников - детско-взрослый;
· по виду – социально-творческий;
· по типу - познавательно-творческий;
· по сроку реализации - краткосрочный (3 недели).
Участники проекта:
· дети старшей группы 5-6 лет;
· педагоги ДОО;
· родители.
Предметно-развивающая среда:
· оформление уголка боевой славы;
· дидактические игры с патриотическим содержанием;
· подборка наглядно-дидактического материала на тему «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Города-Герои»;
· подборка художественной литературы – рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 Мая, военных, мире;
· оформление книги «Вспомним всех поименно…» с фотографиями наших прадедов
Средства реализации проекта:
· использование различных видов деятельности (познавательно- исследовательской, коммуникативной, игровой, изобразительной);
· просвещение родителей;
· организация развивающей среды;
· специально организованные занятия;
· посещение памятных мест города Омска (виртуальная экскурсия).
Работа с родителями:
· советы для родителей в родительском уголке «Как рассказать детям о войне»;
· выставка совместных работ детей и родителей «Никто не забыт, ничто не забыто».
Содержание проекта
Познавательное развитие:
· Комплексное занятие «Этот День Победы».
· Занятие «Символ Победы – ордена, медали и знамена».
· Занятие «Великая Отечественная война: дети-герои войны».
Знакомство с художественной литературой:
· С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
· С.П. Алексеев «Рассказы и истории Великой Отечественной войны»
· А. Л. Барто «Звенигород»
· С.М. Георгиевская «Галина мама»
· Ю.П. Герман «Вот как это было»
· В. А. Осеева «Андрейка»
· Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
· Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
· А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»;
· Л. Кассиль «Твои защитники»;
· заучивание стихотворений Е. Благиной «Шинель», С. Михалкова «Нет войны», Т. Белозерова «День победы»;
· создание мини-панорамы «Великая Отечественная война».
Изобразительное творчество:
· рисование «Дети-герои»;
· лепка «Военная техника».
Социально-коммуникативное развитие:
· беседа «История георгиевской ленточки»;
· беседа «Города-герои»;
· беседа «Четвероногие помощники на фронте»;
· беседа «Дети на войне»;
· просмотр презентации «Воронеж-город воинской славы».
Музыка:
· прослушивание музыкальных произведений «Священная война», «День Победы», «Журавли».
Трудовая деятельность:
· конструирование «Военная база» из маленьких солдатиков, мелкого и крупного конструктора;
· оформление книги «Вспомним всех поименно…» с фотографиями и рассказами о подвигах наших прадедов
Игровая деятельность:
· дидактическая игра «Назови пословицу»;
· подвижная игра «Саперы».
Полученные результаты:
· Дети понимают важность праздника День Победы в жизни русского человека.
· Родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ДОО по патриотическому воспитанию.
· Социальная компетентность дошкольников повысилась.
· У детей были сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, Российской армии - надежной защитнице нашего государства, празднике 9 Мая.
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по теме проекта
ООД «Познавательное развитие»
Тема: «Великая Отечественная война: дети-герои войны».
Цели: познакомить детей с героями, совершившими подвиги ради жизни других людей; воспитывать уважительное и благодарное отношение к героям.
Оборудование: портреты детей войны
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная подготовка: сообщение воспитанников старшей группы о героях-детях Андрианове Ване, Богдановой Наде, Вашкевич Лиде, Герасименко Люсе, Окопнюк Вале и Вере, Хоменко Вите и Кобер Шуре, Царикове Боре, Шишковском Васе, Щербацевич Володе.
Оборудование: альбомы, цветные карандаши.
Организационный момент:
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Враг напал на нашу страну без предупреждения. Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом. Я расскажу вам о детях, которые наравне со взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за маленького роста подростки не доставали до станков, и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Также приходили дети и в госпиталь, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Давайте послушаем рассказы о детях – почти ваших сверстниках. Подвиги детей и взрослых не будут забыты никогда.
(Дети рассказывают подготовленные рассказы о детях-героях).
- Ребята, давайте нарисуем, как вы представляете себе детей-героев войны.
(В конце занятия дети организовывают выставку своих работ и рассказывают, кто кого нарисовал.)
ООД «Речевое развитие»
Тема: «История георгиевской ленточки»
Цели: познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: георгиевские ленточки, иллюстрации с орденами Славы, изображением исторических событий России.
Организационный момент:
(Воспитатель раздает детям георгиевские ленточки, они рассматривают, ощупывают их.)
- Ребята, что за ленточки у вас в руках? Какие цвета есть на ленточке? Как вы думаете, что они обозначают? Черный цвет обозначает «порох», а оранжевый - «огонь». Называется ленточка георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Святого Георгия.
(Показ презентации «Медали и ордена ВОВ»)
- Орден Святого Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военные времена «тем, кои… отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы». Это была исключительно воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям,- георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. Многие боевые награды носились на георгиевской ленте, либо она составляла часть ленты. Георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки. (Показ.) Что изображено на этих орденах? (Ответы детей.) Где вы видели такие георгиевские ленты? Как вы думаете, почему они там находятся? В канун праздника Дня Победы каждый человек прикрепляет к своей одежде георгиевскую ленту в знак уважения к героическому прошлому, ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя в годы ВОВ.
А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему? Можно ли повязать эту ленту на сумки, машины? (Нет, это проявление неуважения). Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь погибших и победивших в ВОВ.
(Дети прикрепляют ленточки к одежде (с правой стороны на уровне груди) и читают стихотворения, посвященные Победе.)
- Что нового вы сегодня узнали? Интересно ли вам было на занятии?
ООД «Познавательное развитие»
Тема: «Символы Победы – ордена, медали и знамена»
Цели: познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ, со знаменем Победы, которое водрузили над рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: фотографии ветеранов с их орденами, изображение Знамени Победы, записи песен времен ВОВ.
Организационный момент:
(В начале занятия звучит фрагмент песни «День Победы»)
- О каком празднике говорится в этой песне? (О Дне Победы.) Что это была за победа? Как называют эту войну? (ВОВ) Как вы думаете, что означает слово «Отечество»? (Страна, в которой мы живем. Наша Родина – Россия.)
- Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов – участников той далекой войны.
Майский праздник –
День Победы –
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Сегодня мы увидим награды – ордена и медали, которыми награждали воинов в годы ВОВ. (Показ презентации «Медали и ордена ВОВ»)
Четыре с половиной года длилась ВОВ.
Много бед и горя она принесла русским людям – в руины превратились многие города и села, погибли сотни тысяч людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
- Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Показ иллюстраций.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали: «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями.
- Как вы думаете, награды вручались только на фронте? И те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги. Были и женщины – героини среди защитников Отечества.
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве рядом с могилой Неизвестного солдата - Вечный огонь. Это огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.
Есть еще один очень важный символ – это Знамя Победы. Давайте рассмотрим его изображение. Какого цвета Знамя Победы? Что изображено на знамени? (Звезда, серп, молот, надписи.) В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета, с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот – это символ труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб; звезда – символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце ВОВ. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освобождали свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию – и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.
В центре города шли бои за каждый дом, каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства – рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление врага, приходилось сражаться за каждый этаж, каждую комнату. И вот штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином – это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы привезли в Москву для участия в Параде Победы.
-Что нового вы сегодня узнали? Интересно ли вам было на занятии?
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание пословиц о солдатах, военном долге, Родине; воспитывать интерес к русскому фольклору.
Ход игры: каждый ребенок , у кого в руках оказывается бубен, вспоминает и называет пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
Ты катись, веселый бубен,
Долго, долго по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пословицу скажет нам.
Пословицы и поговорки о войне.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Дружно за мир стоять – войне не бывать.
3. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
4. Пуля чинов не разбирает.
5. Войной да огнем не шутят.
6. Война – это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
7. Воин воюет, а детки горюют.
8. Один в поле не воин.
9. Мир строит – война разрушает.
10. Миром дорожить – людям долго жить.
11. Друзья познаются в беде.
12. Без смелости не возьмешь крепости.
13. Солдат близко – кланяйся ему низко.
Подвижная игра «Саперы»
Цель: развивать ловкость, глазомер.
Ход игры: дети делятся на две команды. Участники игры переходят с одной стороны на другую только по дощечкам на полу. Игрок, коснувшийся ногами пола, выбывает из игры. Побеждает та команда, в которой останется больше «саперов».
Советы родителям:
«Как рассказать детям о войне»
- Говорите об этом с ребенком!
2. Просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл событий ВОВ, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу, например: «Добровольцы», «Мой добрый папа», «Васек Трубачев и его товарищи», «Четвертая высота», «Девочка из города», «Мама, я жив», «Сын полка», «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
3. Общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели с родителями. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
4. Расскажите о Ваших воевавших предках.
5. Примите участие в акции «Бессмертный полк»
6. Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войн. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста
Комментариев нет:
Отправить комментарий