четверг, 10 октября 2019 г.

Краткосрочный проект «Папа нам читает сказку» для детей старшей группы.


Краткосрочный проект «Папа нам читает сказку» для детей старшей группы.
Паспорт проекта:
Вид проекта:
познавательно-речевой, социально-коммуникативный.
Тип проекта: практико-ориентировочный.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, папы.
Срок реализации: октябрь 2019 года.
Цель проекта:
Приобщение детей к книге во взаимодействии всех участников процесса: педагогов, детей, родителей
Задачи проекта:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
     2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5. Воспитывать бережное отношение к книге.
6.развивать речевую активность у детей.
7.способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
8.развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
9.учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
10.учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
11.пополнить предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.
12.повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей через устное народное творчество (сказки).
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся с русскими народными сказками;
-у детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам, к рассказыванию сказок;
-выделять и называть характерные признаки персонажей;
-распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
-эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать    в рассказывании;
-находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;
пересказывать сказки с опорой на схемы;
-самостоятельно пересказывать сказки;
-разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным сюжетам, используя средства выразительности (мимику, интонацию, жесты);
-развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности;
-совместная работа будет способствовать развитию положительным детско-родительским отношениям;
-увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях;
-повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
 -возрождение традиции домашнего чтения;
 -обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
-повышение компетентности членов семьи и педагогов в вопросах воспитания грамотного читателя.

Актуальность темы.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем: Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека. Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его. Особое значение для читательской судьбы ребѐнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребѐнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребѐнке доброе и любящее сердце. Чтение вместе с близкими один из способов психологической защиты: книга приходит к детям через мамин и папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Читать вместе это огромный труд, вовремя чтения дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут литературные герои. Когда вы читайте, вы учите ребенка слушать, слушать внимательно, вдумчиво. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства. Традиции семейного чтения очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдѐт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей через совместную деятельность детей и родителей. В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи. Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
 - сплотить семью через чтение художественных произведений.
 - вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Основное содержание проекта.
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.В группу приглашается папа,который детям читает сказку.В начале он рассказывает,чеё он папа,где работает.После прочтения вместе с детьми происходит обсуждение сказки.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
 - развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
 - формированию творческого воображения;
 - развитию любознательности, как основа познавательной активности.
 Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду: В семье ежедневное чтение детям художественных произведений; использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; ввести в круг чтения детскую периодику; следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом В детском саду ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; ввести в круг чтения детскую периодику; контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. Детям предлагается широкий спектр игр: сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды; игры драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты; театрализованные игры драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
 - совместную деятельность родителей и детей;
 - взаимодействия воспитателя с родителями;
 - взаимодействие воспитателя с детьми;
 - взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги, дети и  родители.
Формы взаимодействия:
-непосредственно образовательная деятельность;
-организация книжного уголка в группе;
- утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
- игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации;
-дидактические игры; дневные литературные чтения;
-создание книг-самоделок, книжные выставки;
- тренинги, ситуативное обучение;
-мастерская по изготовлению творческих работ;
- презентация опыта семейного воспитания;
-наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи, традиция «Гость группы»;
-конкурс семейной рукописной книги;
- арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;
- выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
-экскурсия в городскую детскую библиотеку;
-книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;
- традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»; литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я читающая семья».
Продукт проектной деятельности:

-развитие у детей интереса к русским народным сказкам;
-развитие речевой активности у детей;
-выставка детских работ (рисунки, поделки);
-выставка совместных работ (детей и родителей);
-повышение активности родителей в делах группы;
-презентация проекта «Сказки в гости к нам пришли»;
-драматизация русской народной сказки «Теремок».

Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
-определение цели и задач проекта;
-определение необходимых средств реализации проекта;
-изучение методической литературы;
-пополнение предметно-развивающей среды новым материалом, атрибутами;
-подбор русских народных сказок, иллюстраций к сказкам, стихов, загадок, мультфильмов, музыки;
-анкетирование родителей «Какие книги и как часто Вы читаете своему ребёнку?».
II. Практический:
-чтение, прослушивание и просмотр (аудиозаписи и видеозаписи) русских народных сказок;
-беседа с детьми с объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений;
-беседы с детьми «Какие сказки я знаю»«Любимые сказки»«Моя любимая сказка»«Как козлята встретились с волком»;
-рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
-дидактические игры «Третий лишний»«Узнай по описанию сказочного героя»«Узнай сказку по предмету»«Узнай сказку по иллюстрации»«Кто ушёл?» (герои из сказок);
-раскрашивание плоскостных силуэтов героев сказок красками, карандашами, восковыми мелками«Теремок»«Заюшкина избушка»«Репка»«Три медведя»;
-рисование«Разукрась героев сказки»«Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями, «Колобок, колобок…»;
-лепка«Мисочка для трёх медведей»«Угощение для зайки»«Машенькины пирожки»;
-аппликация «Репка»«Теремок»«Колобок»;
-конструирование«Кроватка для Мишутки»«Теремок для игрушек»;
настольный театр «Три медведя»«Волк и семеро козлят»«Курочка Ряба»«Колобок»;
-пальчиковый театр «Колобок»«Теремок»«Три медведя»«Репка»;
-пальчиковые игры «Теремок»«Колобок»«Репка»;
-рассказывание сказок по опорным схемам, мнемотаблицам;
-отгадывание загадок «Сказочные загадки»;
-прослушивание музыкальных сказок;
-инсценировка русских народных сказок «Колобок»«Теремок»«Репка»«Маша и Медведь»;
-свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам;
-НОД«Вместе дружная семья»«Путешествие в страну сказок».
III. Заключительный:
-Выставка продуктов детской деятельности.
-Презентация «Сказки в гости к нам пришли».
-Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Необходимые условия реализации проекта:

-интерес детей и родителей;
-методические разработки;
-интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
-консультативная работа с родителями;
-игровая форма НОД;
-беседы;
-наблюдения;
-индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
-самостоятельная деятельность детей;
-игры: дидактические, словесные, настольные, игры-имитации, игры-драматизации, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр;
-выставка рисунков и поделок;
-чтение русских народных сказок;
-наглядная пропаганда.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
-подбор русских народных сказок;

-подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, куклы-герои сказок, опорные схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки);
-подготовка разного вида наглядного материала;
-дидактические игры, словесные игры, игры-имитации;
-подготовка атрибутов для игр-драматизаций, игр-инсценировок; настольного театра, пальчикового театра;
-выставка русских народных сказок, рисунков, поделок;
-аудиозаписи и видеозаписи русских народных сказок;
-создание условий для драматизации русской народной сказки «Теремок».

Постановка новой проблемы:

-продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей через сказку»;
-провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи;
-разработать план работы с данными родителями и детьми.
-подобрать соответствующую литературу;
-продолжать пополнять предметно-развивающую среду.




Список литературы:
1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
 2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребѐнок и книга. М.: Просвещение, 1992 г.
3. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007г.
 4. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г.
5. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010 г
6.Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения М.: Просвещение, 1996 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий