суббота, 25 ноября 2023 г.

Развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии «Ментальная арифметика».

 https://docs.google.com/presentation/d/1ftl1a8SFcIzUVoI9ia3D8iDJY6QioBMU/edit?usp=sharing&ouid=114270171361095289484&rtpof=true&sd=true Презентация к статье



Развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии  «Ментальная арифметика».

Быстрое развитие общество диктует нам необходимость  изменений в технологиях и методах образовательного процесса и образовательных программ. Исходя из этого, педагоги дошкольных учреждений всё чаще задумываются о том, как можно разработать образовательный процесс так, чтобы он был интересным и полезным для ребёнка. Для меня и моей коллеги математика всегда занимала не последнее место в жизни и работе, наше самообразование было направленно на изучение новых математических направлений для развития детей. Таким образом, мы познакомились с такой технологией как ментальная арифметика, которая не только учит ребёнка быстрому счёту, но и развивает ребёнка всесторонне.

Наблюдая за детьми в группе при обучении любой деятельности, мы увидели, что часть детей выполняет задания и слушает внимательно, а другая часть детей остаётся без внимания  ввиду своей индивидуальности (плохое поведение, беспокойный характер, игривость). И это не вина самого ребёнка, ведь у каждого существует своя особенность. Очень часто озорному ребёнку нравится математика, но ему скучно сидеть и выполнять задания в тетрадях, так как у него нет другого выбора, он уходит играть. Или наоборот, ребёнок творчески развит, хорошо рисует, но ему сложно понять математику, и понадобится больше времени, чтобы усвоить материал. Вот тогда к нам приходит на помощь дополнительное образование по программе «Ментальная арифметика».

Главной целью ментальной арифметики является обучение ребёнка быстрому устному счёту в уме или «на ментальном уровне», при котором работают одновременно два полушария головного мозга. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников – это идеальное начало для познавательного образования ребёнка. Проанализировав все плюсы и минусы этой технологии, мы решили организовать работу по данному направлению в нашем детском саду.

Свою работу мы начали с составления дополнительной общеобразовательной программы «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) для детей старшего дошкольного возраста, которая рассчитана на 2 года обучения. Были приобретены маленькие абакусы на каждого ребёнка, с помощью которых они выполняют арифметические действия, и одни демонстрационные счёты. Также в помощь детям были распечатаны рабочие тетради, в которых они выполняли задания. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в группе по 10 человек.

Чтобы овладеть этой наукой, не нужно приобретать новомодные гаджеты. А понадобятся только счёты – абакусы. В этом возрасте абакус ребёнок воспринимает как игрушку, потому что у него преобладает наглядно-образное мышление. Из-за этого абакус подходит нам как инструмент для помощи в развитии ребёнка. Благодаря этому нехитрому инструменту можно выполнять основные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Но главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают все вычисления, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребёнку считать быстро и точно, но и развивает его память и образное мышление. [1, с.247]

Целью нашей программы является обучение детей ментальному счёту с помощью математических вычислений на счётах абакус, параллельно раскрывая разнообразные творческие и интеллектуальные способности.

Задачи программы:

1.     Сформировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 100 на абакусе.

2.     Научится выполнять простые вычисления (решать примеры на сложение и вычитания) в пределах 100 на абакусе.

3.     Развивать логику, улучшение памяти, концентрацию внимания, математические способности.

4.     Воспитывать такие коммуникативные качества, как сотрудничество и взаимодействие со сверстниками, сопереживание, самостоятельность и лидерские качества.

Рабочую программу по ментальной арифметики условно можно разделить на два этапа. На первом этапе дети изучают технику счёта, используя косточки на абакусе. При этом работают две руки сразу, происходит работа обоих полушарий мозга, что позволяет быстрое выполнение и запоминание действий. На втором этапе программы дети уже переходят к счёту в уме (они должны представить перед собой спицы абакуса и на ментальном уровне решать примеры). Процесс перехода ко второму этапу проходит постепенно, на каждом занятии всё больше ученики используют воображение. Левое полушарие воспринимает цифры, а правое – картинку количества косточек на абакусе. Так, ребёнок постепенно учится считать в уме, представляя перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. [2, с.114]

Во время  обучения ментальной арифметики используются разнообразные виды деятельности. На каждом занятии обязательно проводятся  кинезиологические упражнения – это специальные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга. После разминки гармонично продолжаем развивать умственные способности и в этом нам помогают рабочие тетради. Работая в тетрадях, дети знакомятся с цифрами, примерами, проходят различные лабиринты. Все задания, которые выполняют дети представлены в виде игры, рисунка, сказки или какого-то объекта. Так как именно играя, рисуя и производя какие-то действия с объектом, дети легче запоминают материал. И уже на третьем этапе занятия ребята учатся воображать и включать ментальные счёты. Ребята под спокойную музыку представляют в воображении хорошо знакомых людей и различные предметы. После первых успехов начинаем включать ментальные счёты, используя специальные методики. Считаем ментально (в уме) на воображаемых счётах и в ментальной карте. В свободное от занятий время детям по желанию предлагаем поиграть на  счётах и посчитать. И конечно никогда не забываем про поощрения детских результатах в ходе занятий, чтобы дети всегда приходили к нам на занятия и получали не только знания, но и положительные эмоции.

Анализируя свою работу по данной программе, мы сделали вывод, что у детей появился интерес к изучению математики, дети научились преодолевать трудности и стали активными на занятиях. Показатели по знаниям при  реализации программы, изменились в лучшую сторону.

Параллельно проводится работа и с родителями воспитанников. Мы постоянно изучали новый материал по методикам ментальной арифметики, выбирали наиболее полезный материал, и проводили консультации с родителями. На которых демонстрировали результаты обучения детей и свои наработки. Для педагогов нашего детского сада мы проводили консультации на разнообразные темы, как элементы ментальной арифметики можно использовать на любых занятиях.

Практические занятия с детьми и отзывы педагогов, отклики родителей показывают, что наша работа с детьми по ментальной арифметики дала свои плоды. Она стала не просто предметом по формированию количественного и порядкового счёта, но и всесторонни, развивает личность ребёнка. Многие родители отметили, что их дети стали более самостоятельны, повысилась работоспособность и внимание, улучшилась память, появился интерес к занятиям по ФЭМП. Мы с коллегой обратили внимание, что быстрый счёт при работе, который мы тренируем на занятиях, это лишь видимый результат. Самое важное, что занимаясь ментальной арифметикой, мы развиваем в ребёнке все качества и мыслительные процессы для дальнейшего успешного обучения в школе.

Свою работу по программе мы будем продолжать и двигаться дальше, чтобы дети с ещё большим интересом посещали наши занятия.

 

Литература:

1.     А. Бенджамин. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.

2.     «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий