понедельник, 8 мая 2023 г.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

 

                                                                                                            



Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего

дошкольного возраста через театральную деятельность.

В нашей жизни мы всё чаще стакиваемся с проблемой духовно-нравственного состояния общества. [4] Во многих семьях родители допускают детей к просмотру мультфильмов с бездушными героями, покупают детям игрушки - монстров и чудовищ. Мы задумались, чему научатся у таких героев наши дети?  Какие нам  найти и применить методы, которые помогут в формировании  у детей таких нравственных ценностей, как доброта, ласка, милосердие и сострадание.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность, так как мы считаем, что драматизация сказок развивает эмоциональную сферу ребенка, способствует умению сочувствовать героям сказок, сопереживать события, которые разыгрываются в сказке.

Драматизация сказок способствует воспитанию нравственных качеств детей, а так же развиваются такие черты характера, как смелость, уверенность и самостоятельность.

Драматизация имеет большое значение в развитие речи. Дети знакомятся с народным языком. Обогащается словарь. Формируется связная, диалогическая, монологическая и эмоционально насыщенная речь детей.

Исходя из этого, поставили перед собой цель:

формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

Для достижения цели определили, следующие задачи:

1.Создать условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

2.Формировать представление детей о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни, развивать диалогическую и связную речь детей. В процессе драматизации  разных произведений,  способствовать проявлению эмоционально-выразительного отклика на героев.

3. Привлекать родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с детьми (беседы и обсуждения после прочтения произведения, изготовление кукольных театров и декораций).

4.Воспитывать у детей чувство любви и уважения к  родным и близким окружающим  их людям, умение уступать и помогать друг другу.

Свою работу мы начали проводить с 1 младшей группы. В начале года мы читали и показывали детям сказки.

Мы рассказали родителям о роли сказок в формировании духовно-нравственных качеств у детей. И попросили их помочь приобрести и изготовить разные виды театров, а так же сделать маски сказочных героев.

          Мы организовали игры-драматизации по прочитанным сказкам при помощи нескольких видов театра – кукольного, деревянного, штыкового,  пальчикового. Сначала наши дети наблюдали за действием сказки, мы заряжали их положительными эмоциями, поощряли, вызывали желание принять участие в игре, одевали костюмы и маски героев сказок. Не все дети сразу включались в игру, но постепенно стали активно принимать  участие, даже самые стеснительные. Во время режимных моментов, к ним приходили сказочные герои разговаривали с ними,  желали им приятного аппетита, а перед сном рассказывали сказки. Благодаря этому, в нашей группе сложилась благоприятная атмосфера. Такие игры помогли нашим детям пройти легко адаптацию.

В конце года, мы и родители заметили, положительные результаты нашей  работы. Наши дети узнали, что герои сказок бывают добрыми и злыми, на примере героев учились, как можно поступать, а как нельзя.

Таким образом,  мы убедились, что самым эффективным методом формирования духовно-нравственных качеств детей являются знакомство с содержанием сказки и вовлечение детей в театральную деятельность, поэтому мы решили продолжить  работу по формированию духовно-нравственных качеств у детей  и во 2 младшей групп, через театральную деятельность.[3]

Для  воспитания духовно-нравственных качеств, чтобы они  приносили свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподнести,  не все сказки достойны слуха маленьких детей.   Необходимо обсудить с детьми сюжет, чтобы они смогли понять ее смысл.

Мы предложили родителям организовать в нашей группе «Родительский час». Во время таких встреч родители читают детям сказки, ребятам очень нравится, когда  к ним приходят мамы и папы. Затем   проводили беседу по сказке, какой герой понравился, какой он совершил поступок, почему он так поступил.  Вместе с родителями мы организовывали игры - драматизации по прочитанной сказке. Игра проходила весело и очень нравилась  детям и родителям.

В течении года, мы читали и рассказывали сказки, рассматривали иллюстрации к сказкам, предлагали рассмотреть сюжет, при рассматривании дети учились отвечать на вопросы по содержанию, обращали внимание на персонажей и их действия, составляли короткий рассказ сначала с  воспитателем, а затем самостоятельно.[1] Проводили беседы и обсуждали прочитанные сказки. По мотивам сказок проводили продуктивную деятельность - рисовали, лепили, выполняли аппликации,  организовывали дидактические игры, игры-драматизации, рассказывали сказки по мнемо-таблицам. Особую роль уделили поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого мы использовали разнообразные игры и речевые упражнение на развитие выразительности речи и движений детей. [4]

Ребята с удовольствием участвуют в театральной деятельности, подбирают костюмы для персонажей, рисуют билеты, когда распределяем роли, используем считалки или волшебную палочку, чтобы никто не обиделся.

Для успешности работы в данном направлении в нашей группе создана соответствующая предметная среда. Уголок театральной деятельности оснащен различными видами  театра: кукольный, штыковой, настольный и др., присутствуют разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке ряженья костюмы персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски. Изготовление и подбор атрибутов, костюмов, кукол для театральной деятельности проходит совместно с родителями.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть  результаты: дети научились понимать смысл сказок; отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя; произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.  Свою работу в направлении формирования духовно-нравственных качеств, через театральную деятельность мы продолжим.

 Таким образом, мы поняли, что театральная деятельность влияет на всестороннее развитие ребенка, а особенности на нравственное воспитание, которое возможно через все виды произведений, а для младшего дошкольного возраста - именно сказки, так как нравственность изначально заложена в их сюжете. Благодаря сказкам, дети не только учатся отличать плохое от хорошего, но и растут духовно, становятся мудрее. Мы хотим, чтобы дети нашей группы делали добро и радовали хорошими поступками.

Использованные источники:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Дошкольное воспитание №4, 2015 г.с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное воспитание дошкольников»;

3. Дошкольное воспитание №1, 2019г.с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников».

4. Интернет-источники.


https://vk.com/video-71336579_456239643 Пройдя по ссылке можно посмотреть защиту нашей статьи для участия в Кирилло-мефодиевских чтениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий